Лодка «Крым»: технические характеристики и тюнинг

Лодка «Крым» Лодки

Обзор лодки «Крым»

Лодка «Крым»
Лодка «Крым»

Анализ предыдущего опыта создания серийных туристических моторных лодок позволил создать максимально комфортную и надежную лодку. Вместимость, удобство, безопасность – вот три направления, на которые ориентировались конструкторы.

Корпус клепано-сварной, из сплава магния и алюминия Амг-5В. Основной метод соединения листов это сварка, клепками соединено не более 10% швов корпуса. Это позволяет эксплуатировать лодку Крым в морской воде. Уменьшен вес конструкции, количество деталей и размер протяженности соединительных элементов.

Толщина обшивки в области днища составляет 2мм. Палуба и борта — 1,5 мм. Большинство сборных деталей выполнены посредством штамповки из листов. Корпус стандартного «Крыма» изготавливается по смешанной методике – шпангоуты и стрингеры имеют продольные направления. Лодка «Крым-М» использует более прочное днище со шпангоутами из профиля в форме буквы П.

Высокая скорость граничит с великолепной грузоподъемностью и мощностью моторов. Носовой багажник отделен от кокпита. Крышка люка в палубе на носу брызгонепроницаема.

Основа оборудования кокпита лодки Крым – три рундука. Бортовые сиденья имеют спинки, установленные на шарнирах и в случае необходимости спального места могут откидываться. Получившаяся койка имеет размер в 1,75 метра. В вертикальном положении рундук разделяется спинкой стула на два сидячих места в расположении «спина к спине».

К крышкам рундуков пристегиваются матрацы из поролона. Сами же рундуки могут использоваться на манер багажника, и весьма вместительного. При необходимости можно запереть багажники на висячие замки.

Кокпит лодки «Крым»

Каждый борт имеет карман–жесткость, приспособленный для сидений, в таких нишах есть возможность хранить мелкое снаряжение. Все элементы палубы вырезаны из 1,5 мм листов АМг-5В. Кормовой поперечный рундук, расположенный между переборкой и нишей, предназначен для хранения топлива.

В наборе семь стандартных канистр объемом на 20 литров. То есть максимальный запас горючего 140 литров. На кормовом рундуке имеется штампованная крышка. Открывается она из кокпита. На ней так же имеется матрац, позволяющий использовать рундук так же на манер койки и дополнительных трех пассажирских мест.

Управляется моторная лодка Крым с правого борта. Это компенсирует крен, вызываемый реактивным моментом от работы гребных винтов. Под правой рукой водителя размещено дистанционное управление реверсом мотора и газом – невероятно удобно.

Днище лодки «Крым»

Лодка «Крым» в области днища имеет выпукло-килеватые обводы для придания оптимальных гидродинамических свойств. Скуловой брызгоотбойник обеспечивает оптимальную скорость движения и минимальные колебания, тряску, брызги. Плоскость брызгоотбойника составляет 90° по отношению к борту.

Мягкий тент защитит пассажиров от непогоды, в нем так же имеются бортовые окна из прозрачной пленки. Спереди тента имеется клапан, застегивающийся на молниях и дающий доступ на носовую палубу. В свернутом положении его можно сложить у подмоторной ниши незаметным образом. Блоки пенопласта, уложенные на носу в полиэтиленовых чехлах и кормовом сундуке, обеспечивают непотопляемость лодки.

Перед ветровым стеклом расположены подуключины. Можно грести, открывая среднюю створку ветрового стекла, а так же сидя спиной вперед на крышке люка форпика, опустив на ступеньку ноги.

Чем отличается «Крым-М» от «Крым»

В ходе эксплуатации первой модели катера «Крым» выявились кое-какие несовершенства. В результате доработки появилась модернизированная мотолодка «Крым М», отличающаяся более прочным корпусом и дополнительными удобствами для экипажа.

В частности, все 5 сидений имеют съемные мягкие подушки, что облегчает их чистку и сушку. Борта мотолодки оборудованы полочками для размещения багажа.

Спортивная модель отличается от двух предыдущих большими размерами, соответственно, большей вместимостью и комфортностью. Внутреннее пространство очень удобно спланировано, в рундуках места для размещения багажа более чем достаточно.

Мореходные качества этой модели также существенно лучше: острые выпукло-килеватые носовые обводы обеспечивают возможность судну достаточно мягко идти навстречу волне на средней скорости.

  • Увеличена общая прочность корпуса лодки;
  • Появился самоотливной рецесс;
  • Усилен транец;
  • Переработана конструкция моторного отсека;
  • Усилено днище за счет более мощных шпангоутов;
  • Улучшена обитаемость кокпита за счет увеличения вспомогательных элементов для пассажиров;
  • Увеличена приборная панель;
  • Добавлен вместительный бардачок.

Технические характеристики лодки «Крым»

Характеристика Значение
Длина наибольшая, (м.) 4,7
Ширина наибольшая, (м.) 1,8
Макс.высота борта, (м.) 0,8
Высота борт ан миделе, (м.) 0,65
Водоизмещение, (кг.) 745
Угол килеватости днища на транце, (град.) 4,5
Пассажировместимость, (чел.) 5
Грузоподъемность, (кг.) 400
Высота транца, (мм) 390
Макс.мощность мотора, (л.с.) 30
Макс.скорость по ПЛМ «Вихрь 20», (км/ч) 36
Макс.снаряженная масса, (кг.) 190 (195)
Чистя масса без мотора, (кг.) 170

Технические характеристики лодки «Крым-М»

Лодка «Крым-М» практически не отличается характеристиками в техническом аспекте. Ключевым изменением стал вес, который составляет 195 кг.

Остальные изменения касаются внутреннего дизайна и оборудования. Все приведённые выше параметры для «Крым» актуальны и для «Крым-М»

Гидродинамика лодки «Крым»

Гидродинамика – это второе достоинство, которое имеет после коррозионной устойчивости лодка «Крым». Технические характеристики манёвренности на воде обеспечивают ей выпукло-килеватые обводы днища со скуловым брызгоотбойником.

По набору корпуса среди владельцев маломерных судов принято различать три модификации лодок «Крым»: обычная, модернизированная и спортивная.

Набор корпуса самой первой модификации, представленной в 1970 году, был выполнен по смешанной системе: с продольными шпангоутами и стрингерами.

А вот остальные модели: модифицированная лодка «Крым — М» и спортсмен «Крым — 3» — днище имели, подкреплённое штампованными шпангоутами с П-образным профилем. Однако это усовершенствование не ликвидировало проблему с ударом корпуса о воду на высоких скоростях.

Комплектация лодки «Крым»

  • сама лодка,
  • ветровое стекло с крепежными элементами,
  • система дистанционного управления для ПЛМ,
  • диван с откидывающимися спинками,
  • ПВХ тент,
  • слани 5 шт.,
  • черпак,
  • весла с уключинами 2 шт.,
  • пожарное покрывало,
  • канат для швартовки,
  • запасные блоки плавучести,
  • рем.комплект состоящий из 2-х листов АМг-530*20 см, толщиной 1,5 мм, 50 заклепок 3*8, 50 заклепок 4*10, лента для уплотнения.

Независимо от того, какой приобретается вариант лодки «Крым» – базовый либо спортивный, — комплектация здесь будет одна и та же.

Речь идет о следующем оборудовании:

  • Пара разборных весел с уключинами.
  • Дополнительный блок плавучести, что монтируется на днище судна и уберегает от утопления плавательного средства при перегрузке.
  • Черпак для забора воды, которая попала в лодку.
  • Блок дистанционного управления, который дает возможность руководить функциями мотора на расстоянии.
  • Съемный тент, что изготавливается из палаточного материала.

Преимущества лодки «Крым»

  • АМг сплав, из которого сделан “Крым” толще дюралюминия, что делает корпус лодки более прочным, при той же самой толщине.
  • Соединение листов металла выполнено преимущественно при помощи контактной сварки, что повышает герметичность и прочность конструкции.
  • Вес лодки, не смотря на использование алюминиево-магниевого сплава, остался вполне приемлемым (190 кг.), что позволяет достаточно легко манипулировать лодкой даже одному человеку.
  • Лодка не подвержена коррозии, что дает возможность использовать её в соленой, морской воде.
  • Кормовой отсек закрывается на крышку с замком, в нем можно хранить как ПЛМ так и топливные баки.

Недостатки лодки «Крым»

  • Лодка “Крым” это компромисс во всем, в ней нет выдающихся характеристик.
  • Средние ходовые качества.
  • Жесткое дельфинирование.
  • Средняя мореходность.
  • Тенденция заполнения подмоторной ниши водой во время движения, что снижает скорость.

Лодка «Крым» и ее модификации

Моторная лодка «Крым»
Моторная лодка «Крым»

Впервые эскиз данного судна был продемонстрирован широкой публике в 1969 году, когда талантливый инженер В. Нелипа представил на конкурс маломерных судов свой проект.

Главный приз он не забрал, но получил премию и заинтересовал крупных судостроителей. Поэтому уже в 1970 году мотолодка «Крым» попала на конвейер судостроительного (г. Пермь).

Позднее выпуском судна наряду с Пермью занималась верфь в г. Хабаровск, а также было разработано пару модификаций, но об этом расскажем чуть позже. Сейчас же предлагаем узнать, какими характеристиками и особенностями наделена оригинальная моторная лодка «Крым».

Дизайн лодки и основные нюансы конструкции

Корпус судна выполнен из сплава алюминия с магнием (АМг5), обеспечивающего прочность и износостойкость лодки. Швы деталей обработаны сварочным методом, но для малой части соединений также используется клепка. Кроме того, следует отметить штамповку листовых частей и метод сборки «внакрой». Обшивка выполнена из металлического листа толщиной в 1,5 мм на корпусе и в 2 мм у днища. При этом лодка «Крым» отличается удобными размерами и малым весом.

Так, длина и ширина лодки «Крым» составляет 4,2 м и 1, 6 м соответственно. Примечательно, что размеры корпуса «Крыма» можно уменьшать, т.к. конструкционно катер составлен из 4 секций. При желании можно разобрать корпус и устранить одну-две секции, таким образом уменьшив общие габариты судна. Но чтобы соединить детали заново потребуется аргоновая сварка, которой обрабатываются алюминиевые листы. Так что такой тюнинг возможен, но ввиду высокой трудоёмкости редко применим.

Если же говорить о том, сколько весит лодка «Крым», то здесь все тоже довольно приятно. Учитывая, что корпус сделан из прочного металлического сплава, а габариты довольно обширные, масса катера невелика. Так, собственный вес лодки «Крым» вместе с установленным оборудованием составляет всего 190 кг, что позволяет легко управляться с судном при транспортировке, посадке на мель и в других ситуациях. При этом грузоподъемность судна рассчитана на 400 кг, чего достаточно для перевозки 4 пассажиров и дополнительного груза.

И, наконец, дизайн лодки отличается цветовым многообразием. До уровня привального бруса лодку «Крым» покрывали краской красных оттенков, а борта и днище выделяли ярким желтым цветом. Изнутри металлический корпус обычно обрабатывали серой эмалью с отливающими светло-голубыми тонами. Также довольно распространено было исполнение корпуса в зеленых оттенках и стиле «хаки». Сегодня же каждый владелец может с легкостью оформить дизайн судна на свой вкус, так что этот критерий выбора уже мало актуален.

Отличительные особенности лодки «Крым»

По назначению данная модель универсальна: моторный катер «Крым» подойдет и для прогулок, и для скоростных заездов, и для рыбалки с охотой. С минимальным весом катер передвигается со скоростью 36 км/ч, а при полном «загрузе» средняя скорость понижается до 30 км/ч.

Перемещаться на судне можно по рекам, озерам и прибрежной морской линии, но только если высота волны не достигает 0, 75 м (волнение до 3 баллов), а расстояние ухода от берега не превышает 3 км. Такие ходовые характеристики лодки «Крым» обеспечены габаритами и продуманным строением судна.

При разработке лодки инженеры руководствовались следующими принципами:

  1. Ставка на повышенные прочностные свойства материалов.
  2. Поиск идеального соотношения длины и ширины корпуса.
  3. Легкость и надежность управления.
  4. Максимально полезное использование пространства кокпита.
  5. Удобство нахождения пассажиров на судне.

Под эти цели проводилось тщательное проектирование всех составляющих корпуса, и в том числе много внимания уделяли прочности днища.

Дно катера укреплено штампованными шпангоутами, а дополнительную жесткость придает сборка шпангоутов со стрингерами смешанным методом. Кроме того, корпус имеет специальные обводы, выпукло-килеватые формы которых придают лодке повышенные гидродинамические свойства. Вкупе с широким брызгоотбойником, расположенным к бортам под углом 90°, эти детали обеспечивают высокую скорость судна и минимизируют тряску, колебания, сбив курса и попадание брызг на палубу.

Носовая часть судна запалублена и декоративно оформлена ребрами жесткости. Кокпит открытый, но от брызг его защищает ветровое стекло с бортовыми щитками. Пространство кокпита насчитывает 2, 05 м длины и 1,3 м ширины, что позволило удобно разместить панель управления и сделать просторные и экономные пассажироместа.

Так, кресла водителя и пассажира оборудованы откидными спинками и поворотным механизмом, а кормовой диван представляет собой «крышку» багажного отсека. На лавке удобно размещаются 2-3 человека, при этом под скамьей предусмотрено места для перевозки лодочного мотора. Все сиденья съемные и при необходимости можно разместить их на пайоле, оборудовав широкое спальное место на 2-3 человек.

И к слову о моторах. «Крым» оснащен дистанционным рулевым управлением, позволяющим легко запускать мотор, маневрировать и быстро останавливать лодку. Под двигатель предусмотрен транец, отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Причем и переборка, и транец оснащены водосливными клапанами, которые можно открывать и при движении лодки. Рядом с перегородкой находится уже упомянутый отсек, предусмотренный для хранения мотора в положении «поперек».

Также следует упомянуть пенопластовые блоки плавучести, закрепленные под носовой и кормовой частями «Крыма». Они позволяют лодке ровно удерживаться на плаву при обильном подтоплении. Крайне запрещено вынимать блоки перед выходом на воду, т.к. это приведет к неустойчивости и риску переворота судна.

Остается добавить, что в комплекте с лодкой покупатель получал навесной тент, комплект сланей, 2 весла, запасные блоки плавучести и другие компоненты. Конечно, если б/у катер «Крым» прошел не через одни руки, большинство аксессуаров наверняка утрачено, но ввиду масштабности производства оригинальные комплектующие можно и сейчас найти на вторичном рынке. Впрочем, также можно легко заменить их и на современные материалы.

Вот за такие отличительные черты, данное судно и полюбилось многим еще со времен первого выпуска 1970-ого года. Позднее конструкцию продолжали улучшать, и в итоге за период с 1970 по 1992 г.г. мотолодка «Крым» выпускалась в трех вариантах. Существовала даже четвертая модификация, но ее в широкое потребление выпустить не успели. Итак, поговорим подробно о трех версиях этого знаменитого судна.

Вместимость лодки «Крым»

Общее число мест в кокпите – семь, размер кокпита — 205*130 мм. Паспортная пассажировместимость, составляющая пять человек, устанавливается согласно грузоподъемности. В мотолодке «Крым» вы ощутите наибольшее удобство путешествия при 4 пассажирах на борту, при 3 во время длительных поездок.

Съемный столик вы легко сможете установить между кормовым и бортовым рундуком. Свернув в походное положение, его можно разместить снизу крышки кормового рундука, попросту пристегнув. А коробчатые конструкции бортов имеют места для хранения маленьких предметов и мягких вещей. Эти вещи можно укладывать и в полости спинок бортовых рундуков.

Впереди установлены кресла, оборудованные съемными подушками. Эти спинки могут быть убраны в сторону при необходимости грести веслами. Спинки, обитые поролоном, не составляет труда снять и превратить в одну большую мягкую постель на троих. У транца три человека удобно располагаются на кормовом диване, сплошная верхняя половина которого не только откидывается, но и предоставляет доступ к отсеку для хранения топлива.

В лодку можно производить посадку и высадку через носовую палубу. Средняя секция открывается, откидываясь в левую сторону носа, а на носу кокпита имеется ступенчатая полочка, расположенная под форточкой. Если вы собрались в дальнее путешествие, на это место можно установить компактную газовую плиту.

Места для инструментов, мелочей, личных вещей размещены в форпике, в кормовом багажнике, по бокам бортов и на торпеде. У первоначальной версии фланцы форпика вместе с фланцами торпеды образовали комингс, на который было установлено ветровое стекло, собранное из 3 плоских граней. Ходовой тент состоит из двух вариаций. В первой к дугам со стойками и окантовке лобового стекла крепится лишь основной верхний элемент. Во второй — к нему пристегиваются боковые стенки, такое решение необходимо в дождливую или холодную погоду.

Аксессуары и принадлежности к лодке «Крым»

Тент, маскировочная сетка и вращающиеся кресла больше нужны для прекрасного времяпрепровождения, а вот рыбаков интересует вопрос о том, как более эффективно разместиться на лодке нескольким людям, чтобы в процессе ловли не мешать друг другу. В средствах массовой информации представлено очень много вариантов для размещения рыбаков на корпусе моторной лодки вне зависимости от модификаций, хотя в большинстве случаев усовершенствованию подвергается лодка «Крым-М».

В первую очередь, рекомендуется наварить 7-8 подставок для удилищ на носу судна, непосредственно перед лобовым стеклом. Подставки должны быть в виде стаканов длиной 30-40 см и толщиной, достаточной для входа рукояти удочки с большим зазором. На корме и транце лучше не устанавливать такие подставки, так как они будут очень часто мешать. Также справа и слева от ветрового стекла не помешает наварить 20-30 см подножки для более удобного перемещения к удилищам, размещённым в носовой части моторной лодки.

Если на носу судна вырезан люк, многие рыбаки рекомендуют установить в нём пластиковую бадью, в которую можно бросать пойманную рыбу, не загрязняя палубу чешуёй. Не стоит забывать и про освещение в вечернее и ночное время – это головная боль всех рыбаков на воде. Дополнительный аккумулятор и пара светодиодных ламп с высокой просеиваемостью решат проблему.

Ходовые качества лодки «Крым»

Для среднестатистического водоема лодка «Крым» подойдет отлично. При безветренной погоде и на небольших волнах эта моторка легко выходит на глисс даже при максимальной загрузке. В плюсы мореходности лодке можно записать антикоррозийное покрытие и хорошую устойчивость металла к соленой воде.

Но на большой и открытой воде «Крым» ведет себя уже не очень хорошо. Лодка плохо сопротивляется встречной волне и даже при умеренном волнении на ходу вода легко заливает транец. Этой моторке также присуще дельфинирование, что в итоге приводит к деформации корпуса. Можно конечно усилить днище дополнительными шпангоутами, но по отзывам владельцев, это не сильно помогает.

Вообще лодка «Крым» рассчитана на малые реки и озера с высотой волны до 75 см, при удалении от берега до 3 км.

Варианты тюнинга лодки «Крым»

Лодка «Крым» тюнинг
Лодка «Крым» тюнинг

Доработка данной моторки, как правило, состоит из установки гидроподъемника для ПЛМ, выносного транца, встроенного топливного бака до 55 л, ходовых огней, эхолота, музыкальной системы и другого оборудования для комфорта.

Новые мягкие поворотные сиденья, новое лобовое стекло повышают функциональность и удобство. Частенько можно встретить экземпляры с переделанным рецессом на самоотливной.

Дополнительная безопасность и непотопляемость обеспечивается уложенным в область днища, бортов и носа блоками пенополистирола. Рыбаки часто устанавливаются спинингодержатели, розетки под электроприборы и другую электрику. Охотники монтирую в бортах держатели для оружия и сухие емкости под патроны и другое снаряжение.

Технические характеристики лодки «Крым-3»

Лодка «Крым-3»
Лодка «Крым-3»

Проект моторной лодки «Крым-3» разработан ЦКБ «Нептун». Корпус лодки с остроскулыми выпукло-килеватыми обводами с умеренной килеватостью днища изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг5В клепано-сварной конструкции.

Масса корпуса составляет 130 кг. В кокпите, имеющем размеры 3х1,58 м, размещены два продольных и один поперечный (в корме) рундуки.

Бортовые сиденья-рундуки снабжены спинками, которые крепятся на шарнирах и при оборудовании спального места откидываются в сторону кормы — в проем между торцом бортового и кормовым рундуком.

При этом образуются две койки длиной 1,75 м. В вертикальном положении спинки разделяют рундук на два сидячих места «спина к спине».

Длина наибольшая, мм 4700
Ширина наибольшая, мм 1800
Высота борта на миделе, мм 800
Угол килеватости днища на миделе 15°
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг: 245
Пассажировместимость, чел 5
Грузоподъемность, кг 500
Допустимая мощность ПМ, л.с. 60
Скорость с полной нагрузкой с двумя моторами «Вихрь-М», км/ч 39
Материал корпуса АМг5М
Технология соединения сварка

Высота в рубке над пайолами — 1,2 м, над сиденьями — 0,95 м. При монтаже кормовая переборка рубки ставится на выгородку кормового рундука.

В крыше на половине длины рубки сделан широкий люк, который закрывается откидывающейся в нос крышкой.

К задней кромке этой крышки на петлях подвешена кормовая панель, закрывающая дверной проем в переборке рубки.

Откинув панель наверх, а затем крышку люка вместе с панелью, можно открыть весь кокпит; под крышей остаются только два передних места. Рубку можно закрыть на висячий замок.

Данные по замерам скорости лодки с различными моторами со штатными гребными винтами приведены в таблице.

Скорости мотолодки «Крым-3» c различной нагрузкой под разными моторами
Моторы Полезная
нагрузка,
кг
Скорость,
км/ч
«Нептун-23» 180 30
350 26
2X «Нептун-23» 180 43
500 40
«Вихрь-М» 180 30
350 25
2X «Вихрь-М» 180 43
500 39
«Вихрь-30»
с подобранным
винтом
180 40
350 35
450 30

Мотолодка «Крым-3» благодаря удачной планировке кокпита, его значительной площади (4,74 м2), наличию трех закрытых багажников общим объемом 0,84 м- достаточно высоким мореходным качествам является хорошим вариантом лодки для дальних спортивных плаваний и туристских путешествий.

Отзывы владельцев лодки «Крым»

Лодка «Крым» имеет многочисленные отзывы владельцев, мы собрали несколько из них.

  1. Лодка «Крым», отзывы от Александра и Никиты: «Купили лодку для проведения времени с семьями, так как прогулки осуществляются нечасто, нам достаточно одной на двоих. За более чем 30 лет использования никакой ржавчины, случаев потопления или потери управления не наблюдалось. Даже сегодня у неё сохранился изначальный внешний вид».
  2. «Крым-М», лодка изобилует отзывами Кирилл: «Скоростное плавание – моя страсть, могу отметить, что лодка “Крым-М” отлично держится как при косых, так и попутных волнах из-за полных обводов носа. В волны не зарывается. Забрызгивание предотвращено благодаря качественным и большим брызгоотбойникам».
  3. Евгений: «Часто использую лодку для перевозки грузов между берегами, могу отметить хорошее глиссирование даже при максимальной нагрузке и слабеньком моторе в 20 л. с. Со временем планирую установить ещё один мотор, в транце место позволяет».

Видео обзор лодки «Крым»

 

 

 

Оцените статью
Все о катерах, лодка, моторах - lodkax.ru
Добавить комментарий